"Дельфинята"
Содержание программы
Методические указания
Физкультурно-оздоровительные занятия по плаванию — это форма оздоровления и укрепления детского организма. гармоничного психофизического развития.
Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста», А.А.Чеменева, Т.В Столматова. Программа «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» А.А.Чеменева, Т.В Столматова рассчитана на 5 возрастных групп.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек). Продолжительностью 40 минут, Структура занятий традиционная и состоит из вводной. основной и заключительной частей. Занятия проводятся с сентября по май. их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней. Обязательно проводится табелирование детей.
Форма и режим занятий
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип последовательности и постепенности выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания. их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь. в рост ребенка).
Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее.
Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций. которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком «коэффициенте полезного действия» детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче. чем интенсивные. так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения — это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.
Весь спектр новых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости»,легкость, плавучесть, раскованность мыши и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела. повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача инструктора — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость. побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
В процессе обучения детей плаванию используются следующие методические приемы:
- Показ упражнений;
- Разучивание упражнений:
- Средства наглядности;
- Имитация упражнений:
- Круговая тренировка:
- Исправление ошибок;
- Индивидуальная страховка и помощь:
- Игры и игровые упражнения на суше и воде:
- Соревновательный эффект:
- Обучение плаванию детей в детском саду проводится поэтапно. количество и
- продолжительность занятий зависит от возраста детей.
Программа занятий
Цель:
Целью данной программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию в стиле различных техник (брасс. кроль и др.). выявление и дальнейшее развитие спортивных талантов детей в области плавания (участие в городских конкурсах и олимпиадах). воспитание выносливости организма при занятиях в водной среде сверх основной образовательной нагрузки.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства начиная с 4 лет:
- Освоить технические элементы плавания:
- Обучать различным видам передвижения в воде:
- Обучить основным способом плавания «Кроль», «Брасс». «Дельфин» и др.:
- Учить правилам безопасного поведения на воде.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение в игровых действиях в воде:
- Расширять спектр двигательных умений в воде
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-волевые качества: смелость. выдержку. силу воли:
- Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию как виду спорта.
Оздоровительные:
- Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому
- развитию:
- Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
- Развивать опорно-двигательный аппарат.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости:
- Расширение адаптивных возможностей детского организма;
- Повышение показателей физического развития детей:
- Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде:
- Развитие творческого потенциала и личностного роста ребенка:
- Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в процессе плавания:
- Формирование нравственно-волевых качеств.
Способы определения результативности:
Для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты обследования.
Срок реализации:
Программа рассчитана на 4 года, возраст воспитанников от 4-7 лет. Образовательная нагрузка, цель и задачи выбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»